01:11

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
За виной и стыдом как нормативными сдерживающими факторами остаётся ещё одна занятная мешающая жить вещь. Сочувствие, часто не признаваемое таковым мейнстримной этикой.

Это не сочувствие причиняемым неудобствам. Сочувствие неудобству, боли, страданию, во-первых, ситуативно. Ты находишься рядом с тем, кому плохо, и открыт к его "плохо" _пока это "плохо" есть_. Вне контакта с чужим "плохо" силу отклика ничто не поддерживает. Ты можешь проживать это как свою травму, как своё "было больно - не справился!", но извне ничто не добавляет.
Во-вторых, сочувствие неудобству-боли-страданию близко по своей природе к "первичным" неудобству-боли-страданию, и проживается похоже. То, что ты можешь вынести в себе, ты можешь вынести и в эмпатии другому. Чужое проживание страдания может быть непривычно сильным: для тебя это давно привычная боль, ты знаешь, что с ней делать, а другой не знает; или наоборот, для тебя ситуация была бы без усиливающего реакцию контекста, а другого она тригеррит. Но огорошенность неожиданно сильной болью - другая, в любом случае.

То, что может оставаться за виной и стыдом как фактор тотального сдерживания - сочувствие чужому представлению, что без тебя мир станет лучше. Это не вина - в этом может вообще не быть обвинения. Это... Констатация. И принятие этого в себя - констатирующее. В коммуникации в локализованном варианте это может звучать как "я вижу, что мне здесь не рады", делающее разворачиваться, уходить и вычёркивать всю область такой "безрадостности" из мира, в котором ты мог бы жить.
В отличие от вины, в этом представлении не заложено желаемого поведения, "условий капитуляции". Есть традиция их искать и пытаться создавать, "как будто" это так работает, как будто это про вину.)) Есть традиция, атакуя этим, заявлять условия капитуляции словами. Но представление в общем-то достаточно однозначное - перечисляющее не признаки, которые нужно исправить, а признаки, по которым стоит не быть; в "культурном и высокодуховном" варианте, часто рефлексируемом транслирующим как "прощение и отпускание" - "по идее" предлагается не быть в мире, примыкающем к транслирующему, а не "вообще". Но, во-первых, чтобы это так работало, у транслирующего должны быть очень жесткие границы его амбиций на культурную экспансию. Во-вторых, ну как бы, сужение мира есть сужение мира.)) Это атака.

Комментарии
19.10.2017 в 01:31

"Мир без тебя может стать лучше" разве это не про жалость к себе?
А как быть с тем, когда человек хочет помочь другому, поддержать/утешить/побыть сильным плечом, но не знает как? Это зовут имя отсутствием эмпатии или компенсацией?
Вы будто заточены на то, чтобы отдавать людям, Рен.
19.10.2017 в 01:55

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
Russian Yakudza, последняя строчка звучит как откровенный наезд!))

А то, что выше, я, честно говоря, не понял.
Я писал о том, что если ты поразвинтил в себе залежи вины и стыда, а жизнь что-то лучше не стала, то кроме обвинения и отлучения от ценностей окружающие ещё могут тактично, но настойчиво, предлагать тебе-такому не существовать.) И можно оказаться в странной позе - вроде бы ни в чём себя не винишь, принимаешь себя, знаешь свои желания, а аутоагрессии непонятной природы - остаётся и нарастает.
19.10.2017 в 02:03

Судзугамори Рен, все, что происходит в жизни человека это не его вина, это его заслуга?
Вы психолог?
19.10.2017 в 02:40

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
Russian Yakudza, в посте вина рассматривается как чувство. Обсуждать вину как ценность/грех не хочу - мне это под этим постом неинтересно.)
Не-а.)