И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
А стыд - тоже, что ли, производная усталости?
Вижу естественное его возникновение вот в каком случае: когда стабильно и однотипно кто-то является сильным раздражителем, не считывая сигналы перестать. То бессилие, что в этом случае ощущаешь, когда не знаешь как заставить считать сигнал... Похоже до тождественности.)
Вижу естественное его возникновение вот в каком случае: когда стабильно и однотипно кто-то является сильным раздражителем, не считывая сигналы перестать. То бессилие, что в этом случае ощущаешь, когда не знаешь как заставить считать сигнал... Похоже до тождественности.)
"Стабильно и однотипно кто-то является сильным раздражителем, не считывая сигнала перестать" - это про стыд за этого кого-то или про стыд перед этим кем-то?
Возмущение чужим поведением, когда ты явно можешь это поведение изменить - стыдом не проживается. А вот если это возмущение - сочетается с тем, что рычаги влияния на ситуацию очень условны...
"Стабильно и однотипно кто-то является сильным раздражителем, не считывая сигнала перестать" - это про стыд за этого кого-то или про стыд перед этим кем-то?
Иногда и "за всю ситуацию в целом".)
Поэтому речь не о степени усталости. Речь о прибегании к ней как к методу - явном или вытесняемом.)
Стыд не обязательно продолжителен. Наоборот, это довольно острое переживание, о том, что уже произошло. Например, сказал какую-нибудь глупость, устыдился, извинился, стараешься глупостей больше не говорить. Но всё равно, возвращаясь в прошлое мыслями, чувствуешь мучительную неловкость. И точно также может быть стыдно и за другого. Так что да, рычаги влияния условны - в том плане, что прошлого не изменить.
Где "беспомощность" - неисправимость, невыносимость и аналогичные "не".))
Собственно, для меня всё недавнее - способ как-то понять... Дискуссионное поле, пожалуй. Очень распространённое, очень выматывающее.)
Я выделяю невыносимость опыта во что-то, требующее объяснений - именно потому что для меня изначально естественно, что мир вокруг реально вместить в себя. Со всей его болью, неподъёмностью и чем только не. Эту естественность, сколько я себя помню, что-то норовит порасшатать и маргинализовать - а я примерно столько же пытаюсь понять, что это и нахуя.)))
Ну, от стыда обычно не умирают. Так что стыд - это скорее очень дискомфортная штука. Невыносимость - это скорее, художественное преувеличение, хотя, возможно, некоторые люди способны испытывать настолько сильные чувства, чтоб умирать от стыда, любви или красоты.
Тут... эм... Определённая степень небезразличия, что ли.
То есть получается, что невыносимость опыта может быть разного рода, и стыд только один вариант такого сложно выносимого опыта.
Можно попробовать описать так: мы строим определённую картину мира, и при столкновении с чем-то, что эту картину нарушает, мы вынуждены её перестраивать. Но иногда мы вынуждены её перестраивать так, что это похоже для нас на самоубийство, поскольку человек бывает очень привязан к своим идеалам (иначе они не были бы идеалами). Поскольку человек умирать не хочет, возникает конфликт, который сопровождается различными чувствами. Я не уверена, что мне удалось определить именно стыд и понять, чем стыд реально отличается от вины, например. При этом, кажется, стыд тоже бывает разный.
усталость пораждает беспомощность, беспомощность пораждает стыд.)
Вот эта цепочка представляется мне спорной. Беспомощность не равна невыносимость. Случай, когда усталость переходит в беспомощность, похож на приобретённую беспомощность, приобретённая беспомощность похожа на депрессию, а в депрессии стыд, как и прочие эмоции, как-то приглушается. Но усталость вовсе не всегда переходит в беспомощность.
Я правильно поняла, что для вас стыд не является чем-то неестественным? Почему тогда вы говорили, что открытие старых записей сопряжено со стыдом? Или стыд вам знаком, но странной кажется сама концепция?
А вообще, наверное, должны быть какие-то психологические исследования на эту тему, это может быть интересно...
О какой "невыносимости" идёт речь.
Вот чувствуете вы боль. При должной раскачке, это НЕ повод отшатнутся. Много где пишут об отбратном: что избегание это первичная реакция на боль или на страх. Но если боль, например, нарастает постепенно, или если нет технической возможности её избежать - можно очень неплохо пронаблюдать градации того, "кем надо быть", чтобы боль не сковывала. Или чтобы не сковывал страх.
Интерес, который я лично считаю эмоцией, и одной из наиболее, м, влиятельных - помогает быть тем, кто способен дальше продвинуться в том, чтобы вместить в себя боль, вместить в себя страх, ну и на трудоспособности тоже сказывается хорошо.
Но есть и обратная механика - механика, при которой выносить боль не то чтобы технически невозможно, но... Но напрашивающейся реакцией будет охарактеризовать боль именно так. Именно такая "невыносимость" - у стыда. Не что ты умрёшь от разрыва сердца и тебя не станет - но то, что ты... М. Предпочтёшь оказаться тем, кто не вынес это.))
мы строим определённую картину мира, и при столкновении с чем-то, что эту картину нарушает, мы вынуждены её перестраивать. Но иногда мы вынуждены её перестраивать так, что это похоже для нас на самоубийство
Собственно, это проживается _так_ - когда нет чего-то для веры в то, что выйдет сохранить свою веру. Иногда это происходит из-за силы прессинга. Но иногда... Иногда сама структура этой веры работает на... Вот не на то, чтобы рассыпаться при шаге в сторону, нет.) Но на то, чтобы она ощущалась так - сделаешь шаг в сторону и всё посыпется.))
Я правильно поняла, что для вас стыд не является чем-то неестественным? Почему тогда вы говорили, что открытие старых записей сопряжено со стыдом? Или стыд вам знаком, но странной кажется сама концепция?
Я считаю, что стыда быть не должно, что пока он встречается в конструкции - что-то в ней не так.)
При этом я испытываю стыд в некоторых случаях, и замечаю это. Стыда я не стыжусь - и потому что не признаю стыд)) и предпочитаю по возможности его разбирать, и потому что я впринципе настроен анти-эйблисски: даже если моё состояние по моим же меркам нездорово, это не повод добавлять.))
Т.е. речь о том, что правота, критерии соответствия - расположены где-то вне нас. Информативно.
Первичная реакция - не равно реакция идеальная.
Мне кажется, многие эм... особенности мировоззрения других людей объясняются тем, что люди разные на нейрофизиологическом уровне. То есть мы реально чувствуем несколько по-разному. Например, я стремлюсь к ярким переживаниям, и они дают мне вдохновения для деятельности, а кто-то наоборот функционален больше в состоянии покоя. Или я могу несколько минут думать, хочу или не хочу я съесть булочку. И это странно для большинства.
По моему опыту - эта разница очень подвижна. И я люблю задачки на "кем надо быть чтобы это так работало".)) Впрочем, иногда они задалбывают.))
По моему опыту - эта разница очень подвижна.
Поделитесь опытом?)
Собственно, я почему упираю на то, что из чего состоит: это сдерживать чувства неэффективно. А "пустить другим потоком" - абсолютно работает... Если получилось, конечно.))
Другое дело, что при инструкциях к этому часто "забывают" описать ряд сайд-эффектов.)) Ну там, вроде того, что если сводить свои личные границы до собственного тела и рюкзака со сменной одеждой, или вообще до глубинной искры собственной "души"(что бы это ни значило!)))), то злиться, конечно, станешь меньше - но это не все последствия, да.))) — и да, то что вон в той инструкции ни разу не было упомянуто словосочетание "личные границы", не отменяет того, что она рекомендует как раз свести личные границы к тотальному минимуму.))
*Напевает*А когда в мой хрупкий дощатый дом застучит топором беда Я припомню миру всё от и до - я приду в него навсегда.)
Собственно, пример взят для примера, потому что он мне кажется наглядным. Если это не так - могу попробовать зайти с другого края.
Ещё есть перестраивание извне. Конвертация. И это отдельное... Пространство возможностей.)
В "склонности" я верю.) В то, что их нельзя, если заморочиться, обойти - уже не очень.)))
В то, что может быть гораздо эффективнее и не пытаться их обходить - вполне готов поверить!.. ...но это напрямую зависит от целеполагания.) Эффективнее для чего?
Несмотря на то, что голодная смерть для человека в этом обществе - событие маловероятное, у нас очень многое завязано на выживание и безопасность, причём выживание и безопасность социума и человека в этом социуме. Способность испытывать страх у кого-то сильнее способности испытывать интерес. И усталость, наверное, от этого же. Если безопасность в приоритете - человек готов быть усталым просто ради того, чтоб уменьшить риск. Если безопасность в приоритете, человек борется не столько за счастье, сколько за возможность жить не хуже других. И чтоб близкие тоже жили не хуже других. И здесь стыд является чувством, которое одобряется, потому что стоит на страже общественных норм. И многие люди не спрашивают, для чего они хотят быть эффективными. Они знают. Удивительно. Они не будут проводить себя через боль, играть с разными вариантами псевдоличностей. Их устраивает тот уровень контакта, который предусмотрен нормой. И устраивает тот набор реакций, что дан изначально, потому что он вполне подходит под их цели.
Человека, вымотанная обстоятельствами до чёткого понимания, что ей НЕ нужны ещё испытания, выглядит органично! В смысле, когда эти обстоятельства не то чтобы менее социальны - более непосредственны. Война, 12-ти часовой рабочий день на спичечном заводе, или "хотя бы" ребь на руках при весьма скромным бюджете. Это не выглядит дисфункцией адаптивности, это выглядит реализацией функции!
А вот чем-то сомнительным это начинает выглядеть тогда, когда такого же реагирования добиваются от следующих поколений и прочих неувернувшихся.)))
Риск голодной смерти для многих исчез, если смотреть на цифры, не так уж давно, а для некоторых - не исчез вовсе.))) С учётом того, сколь медленны подвижки в сторону гендерного равноправия как культурной нормы, и это при осознанном вкладе в это кучи людей... Я не готов считать что все, адаптированные к ценности "усталой" безопасности, адаптировались к ней потому что им так "правда ценно" и вообще удобно.)
Но элемент воспроизведения культуры - кажется мне более расхожим.)